ОТЗЫВЫ В ПРЕССЕ О СПЕКТАКЛЯХ

«МАУГЛИ»

Артисты, увлеченно и самозабвенно перевоплощаясь в животных (ведь действие спектакля происходит в джунглях), разыгрывают вполне человеческие судьбы и страсти. Вальяжно великолепен удав Каа. Грациозна, красива и опасна раскачивающаяся на лианах пантера Багира. Она в спектакле - главная, потому что, побывав в клетке, знает цену свободе. Беспощаден и груб тигр Шер-Хан, презирающий все законы. У каждого героя свой характер и судьба. Человеческий детеныш Маугли, оказавшийся в джунглях, взрослеет и превращается в сильного, благородного человека, настоящего мужчину. А его клич: «Мы одной крови - ты и я!» является квинтэссенцией всей постановки, потому что все мы действительно одной крови - дети и взрослые, люди, звери, артисты и зрители.

«Утро Петербурга» 11-14 окт. 2007 г.


"Для зрителя, которого не обманешь"

"Первым обратил на него внимание мой шестилетний Гришута. Просматривая афишу и выбирая, куда пойти в выходной, он радостно воскликнул: "Смотри, мама, "Маугли"!

В те дни мы как раз завершили с ним чтение одноименной повести Киплинга. Я не очень представляла, как можно поставить спектакль "Маугли", где так много персонажей, но с сыном согласилась, и мы пошли.

Впечатления от увиденного на сцене театра "На Неве" до сих пор переполняют нас. Яркий, красочный, музыкальный спектакль покорял, прежде всего, искренностью, замечательной игрой актеров.

Длится он более двух часов. Для детворы, казалось, долго, но на данном представлении не только мой непоседа, но и все остальные ребятишки сидели, затаив дыхание, сопереживая главному герою и активно выражая свое негодование поступками злого Шер - Хана.

Это, кстати, одна из особенностей данного театра - вовлекать ребят в происходящее на сцене и, таким образом, учить их отличать злое от доброго, хорошее от плохого. Художественный руководитель театра "На Неве" Татьяна Савенкова придумала его ещё в 1987 году и много ил положила для того, чтобы он по своему уровню был не хуже взрослого, а лучше.

Ещё на третьем курсе института её пригласили в труппу прославленной "Маяковки", ей прочили славу столичной "звезды", но она предпочла иное. Окончив Высшие режиссерские курсы, Савенкова вернулась в родной Петербург, чтобы создать свой детский театр.

Как известно, оставить хороший спектакль для детей трудней, чем для взрослых. Ведь малыши не переносят фальши. И если актеры играют вяло, что - то бубнят себе под нос, то ребята начинают разговаривать, "путешествовать"по залу, даже кричать. Мы с сыном побывали в разных театрах на детских спектаклях и только однажды, после "Маугли", он с восторгом сказал: "Вот это театр! Ходить будем теперь только сюда!".

Потом мы посмотрели здесь и "Приключения Чиполлино", и "Гуси - Лебеди" и "Снегурочку против Бабы - Яги", и ни в одном из них не разочаровались. Все их поставила Татьяна Савенкова.

Когда в середине восьмидесятых Савенкова взялась за создание этого коллектива, в северной столице многие крутили пальцем у виска: мол, что она не понимает, насколько это не перспективно? Не скажу, что ей мешали, но и помогали мало. О её театре до сих пор мало пишут в питерских газетах, случается, что он даже "выпадает" из театрально - концертной афиши, притом, что театр давно уже получил статус государственного.

Татьяна Аркадьевна относится к этому спокойно. Самое трудное, она уверена, позади, потому что есть коллектив единомышленников, свое здание в центре города - уютный двухэтажный особнячок (на который не раз претендовали местные олигархи), есть и свои маленькие зрители. Сюда, между прочим, даже ездят из Псковской, Новгородской, Вологодской областей.

Давно обрел признание театр и за рубежом: в Финляндии, Эстонии, Израиле, в странах бывшей Югославии. Недавно опять получили приглашение от сербов и словенцев. Поэтому Савенкова вся в раздумьях, что туда везти: "Маугли"? А может, "Золушка", "Каменный цветок", "Кота в сапогах"? Но мы с сыном уверены, какие бы спектакли ни выбрала Татьяна Савенкова для гастролей, они так же будут по душе зарубежной детворе, как и нашей.

Людмила Безрукова // Труд, 27 июня 2003 г.


Музыкально - драматическая фантазия Татьяны Савенковой и Кирилла Введенского по мотивам известного цикла детских повестей английского писателя Р.Киплинга «Книга Джунглей» представляет собой ещё одну версию истории о мальчике, выросшем в волчьей стае. Оригинальное сценографическое решение и постепенно ускоряющийся, а затем динамично развивающийся сюжет не отпускают внимание зрителя на всем протяжении театрального действа. Сцены в спектакле перетекают одна в другую, а связующим звеном между ними выступает тема джунглей. Для постановки «Маугли» композитор Алексей Заливалов написал оригинальную музыку, основанную на интонациях индийских народных мелодий. Красочные костюмы, декоративное и световое оформление ярко и образно передают ощущение джунглей и очарование старых легенд. Великолепные сцены «Танец Огня» и «Спасительный ливень» стали настоящим украшением постановки.

Практически вся труппа театра занята в этом спектакле. Актеры самозабвенно перевоплощаются в знакомых нам персонажей: вальяжно великолепен удав Каа (Заслуженный артист России Валерий Бочкин), нагл и беспощаден Шер-Хан (Заслуженный артист России Вячеслав Вавилов), выразительно пластичны Павлиниха и Павлин (Виктория Раевская и Борис Батуев), отважна и решительна волчица Ракша (Виктория Демидова), мудр и непреклонен вождь Акела (Дмитрий Бекоев)...

Елена Быстрова // Страстной бульвар № 5/55, 2003г.


...Зрительный зал - «море голосов воробьиных». То взрослые привели в театр детвору - от трехлетних до младших школьников. Возрастной охват зрителей - в несколько десятков лет! И всех нужно увлечь, покорить, сделать своими. Как?! Превратив представление для детей Спектакль - феерию о Добре, Правде и Красоте...

Сцена открыта: на фоне бархатной черноты экзотические цветы обещают что-то фантастическое. Вдруг... Детские голосами в зале сливаются с «голосами джунглей» - начинается спектакль. Музыкальный, танцевальный, актерский, красивый по декорациям и костюмам, очень знакомый и неожиданный. Индия, увиденная Киплингом, переосмыслена и воссоздана театром «На Неве», показывающим фантазию на тему «Маугли».

Влюбленные павлины демонстрируют свою красоту, иногда вспоминая, что, кроме самолюбования, их задача - вести спектакль. Красавица Багира качается на лианах.

Она в спектакле - главная, потому что, побывав в клетке, знает цену свободе. Враг всех зверей - тигр Шер-Хан. Он презирает закон джунглей. Открыто провозглашает вседозволенность. Он, действительно, - враг, в том числе и себе. Серые волки, взрослые и подростки, - стая, объединенная чувством ответственности за происходящее. Волчица - героиня трагедии. Слоненок Хати - чудесная живая игрушка, о которой нужно заботиться, потому что ему постоянно угрожает опасность. У каждого героя - свой характер, образ, жизнь.

Маугли попадает в джунгли, чтобы среди зверей взрослеть, усваивая законы, по которым они живут. Результат романтичной истории человека, оказавшегося в чужом для него мире, грандиозен. То клич: «Мы одной крови - ты и я». Когда клич звучит, чувства, открыто выражаемые в зале, опять, как в начале спектакля, полностью сливаются с происходящим на сцене. Мы все одной крови - дети и взрослые, люди и звери, артисты и зрители, нас не разделить!

Высокие чувства очищают. Это видно по глазам и взрослых, и детворы, уходящих из театра в другой мир, где люди стреляют друг в друга в жизни и на экране, заливают кровью Землю понарошку и всерьез. Согласитесь, если маленький человек, столь восприимчивый к красоте, начнет свою жизнь с высоких переживаний, он сумеет сделать выбор по мерам правды и добра, а не лжи и зла...

Вот такой спектакль, для моего, взрослого, восприятия - романтичный, я посмотрела в Детском театре «На Неве». Закрываю глаза, и снова вижу огонь в фантастических извивах красного пламени, грозит спалить мир, но его останавливает танец бело - струйных вод, что благодатны, как небесный дар. Цвето-свето-музыкально-танцевальная феерия звучит символом воплощения Красоты. Это незабываемо, как счастье. Идите в Театр - там вас ждут впечатления, без которых в серый комочек сворачивается человеческая душа. Успехов вам желаю я.

Галина Вежель // Петербургская сцена, ноябрь, 2002г.

См. также

  • Аленький цветочек
  • Кот в сапогах
  • Цветик-Семицветик
  • Сказка О Царе Салтане